Открыть меню Поиск
СМИ о нас
Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан

16 июля 2014 года решением № 58 Совета Евразийской экономической комиссии принят Рабочий план разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 года.

Рабочим планом разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о ЕАЭС года предусмотрена подготовка следующих документов:

1. Основные направления и этапы реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики.

Статьей 86 Раздела XXI «Транспорт» Договора о ЕАЭС предусмотрено проведение в Союзе скоординированной (согласованной) транспортной политики, которая направлена на обеспечение экономической интеграции, последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства на принципах конкуренции, открытости, безопасности, надежности, доступности и экологичности.

Данный проект разработан Департаментом экономической интеграции. На сегодняшний день проект проходит процедуру согласования с представителями бизнеса. По завершению согласования проект будет направлен сторонам для его последующего экспертного обсуждения и определения основных направлений скоординированной (согласованной) транспортной политики Союза.

2. Программа поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств – членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства–члена Евразийской экономического союза.

Пунктами 5, 6 подраздела «II. Автомобильный транспорт» Приложения № 24 «Протокол о скоординированной (согласованной) транспортной политике» к Договору о ЕАЭС предусматривается:

Государства-члены к 1 июля 2015 года принимают программу поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств – членов автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства – члена, на период с 2016 по 2025 годы с определением степени и условий этой либерализации. Утверждение документа планируется на очередном заседании Высшего Совета ЕЭК.

3. Международный договор о судоходстве.

Пункт 16 подраздела «IV. Водный транспорт» Приложения № 24 «Протокол о скоординированной (согласованной) транспортной политике» к Договору о ЕАЭС предусматривает заключение государствами-членами Евразийского экономического союза международного договора о судоходстве в целях исполнения Протокола о скоординированной (согласованной) транспортной политике.

Проект Договора о судоходстве разработан и на сегодняшний день ведется работа по обсуждению Сторонами. Согласно Рабочему плану срок утверждения Договора до 31 декабря 2015 года.

 

Особенности автомобильных перевозок в рамках ЕАЭС

 

В соответствии с положением Договора о Евразийском экономическом союзе (подпункты 4-5 пункта II Приложения № 24 Протокол о скоординированной (согласованной) транспортной политике) международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Союза, с 1 января 2015 года осуществляются на безразрешительной основе:

1) между государством-членом, на территории которого перевозчики зарегистрированы, и другим государством-членом;

2) транзитом через территории других государств-членов;

3) между другими государствами-членами.

Таким образом, введение данной нормы позволяет автотранспортным компаниям государств-членов Союза к свободному перемещению товаров и оказанию автотранспортных услуг на территории ТС и ЕЭП.

Согласно исследованию МСАТ, в период 2005-2013 годы наблюдается рост грузооборота автомобильного транспорта в Казахстане более чем в 3 раза, в Республике Беларусь - более чем в 2 раза, в России - в 1,28 раза.

В 2013 году в ЕЭП автомобильным транспортом в целом перевезено более 8,7 млрд. тонн грузов, что на 0,5% больше по сравнению с 2012 годом и на 5,7% больше по сравнению с 2005 годом. Прирост объемов перевозок отмечается в Казахстане, однако в Беларуси и России в 2013 году отмечено  сокращение объемов грузовых перевозок.

Грузооборот государств-членов ЕЭП в 2013 году превысил 400 млрд. т-км. и вырос на 40% по сравнению с 2005 годом. Тенденция увеличения грузооборота перевозок автомобильным транспортом характерна для всех государств-членов ЕАЭС.

Доля автомобильного транспорта в объеме перевозок в целом по государствам-членам ЕЭП в 2013 году составила 82,8%, однако имеются отличия по государствам - членам ЕЭП: наименьшую долю занимает автомобильный транспорт в Республике Беларусь (55,2%) и имеет тенденцию роста. В России и Казахстане доля автомобильных перевозок составляет 80,2% и 91% соответственно.

Стоит отметить, что в настоящее время государствами-членами ЕАЭС ведется работа по разработке Программы поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена (Программа поэтапной либерализации «каботажных» перевозок в рамках Союза).

Также Министерство приступило к разработке проекта Основных направлений и этапов скоординированной (согласованной) транспортной политики.

© 2020

Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан

Департамент международной экономической интеграции