Открыть меню Поиск
СМИ о нас
Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан

Вы здесь

FAQ (часто задаваемые вопросы).

Вопрос: Каким образом в Евразийском экономическом союзе будут учитываться интересы бизнеса?

Ответ:

Для взаимодействия с бизнес-сообществом и учета интересов бизнеса при принятии решений ЕЭК в декабре 2012 года создан Консультативный совет по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества (далее - Консультативный совет).

В рамках Консультативного совета Белорусско-Казахстанско-Российский Бизнес-диалог, объединяющий все ведущие национальные бизнес-ассоциации государств - членов Союза, представляет Комиссии консолидированную позицию предпринимательского сообщества трех стран по системным и стратегическим вопросам функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. Регулярно проводятся тематические заседания Консультативного совета, которые посвящаются отдельным сферам компетенции ЕЭК (таможенное администрирование, техническое регулирование и др.).

Представители национальных бизнес-ассоциаций, а также отдельных субъектов предпринимательской деятельности, включаются в составы отраслевых консультативных органов ЕЭК (консультативных комитетов и подкомитетов, рабочих и экспертных групп) и активно привлекаются к их работе.

Для учета интересов бизнеса при принятии решений Договором о Евразийском экономическом союзе устанавливается обязательность проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК (далее - ОРВ).

С 1 января 2015 года проекты решений ЕЭК, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности в Союзе, должны приниматься с учетом результатов проведения оценки их регулирующего воздействия.

Также предусмотрена подготовка Коллегией ЕЭК ежегодных отчетов о мониторинге проведения процедуры ОРВ и их внесение Советом ЕЭК на рассмотрение Межправительственного совета.

В соответствии с Договором порядок проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК должен быть определен в Регламенте работы ЕЭК. Основой для внедрения процедуры ОРВ в Комиссии станет сложившаяся практика проведения оценки влияния проектов решений ЕЭК на условия ведения предпринимательской деятельности на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Внедрение процедуры проведения ОРВ обеспечит высокий уровень транспарентности и позволит вывести учет интересов бизнеса при подготовке проектов решений ЕЭК на качественно новый уровень.

 

Вопрос: Что такое тарифные квоты и каков механизм их установления в ЕАЭС?

Ответ:

Тарифная квота - мера регулирования ввоза на таможенную территорию Союза отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС в отношении товаров, ввозимых в пределах установленного количества (в натуральном или стоимостном выражении) в течение определенного периода и сверх такого количества.

Договором о ЕАЭС предусмотрено установление тарифной квоты в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на таможенной территории Союза.

Объем тарифной квоты в отношении отдельного вида сельскохозяйственных товаров, происходящего из третьих стран и ввозимого на таможенную территорию Союза не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на таможенной территории Союза и объемом производства аналогичного товара на таможенной территории Союза.

Если объем производства аналогичного товара на таможенной территории Союза равен объему потребления такого товара на таможенной территории Союза или превышает его, установление тарифной квоты не допускается.

ЕЭК устанавливает тарифные квоты, распределяет объем тарифной квоты между государствами - членами, определяет метод и порядок распределения тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности, а при необходимости распределяет объем тарифной квоты между третьими странами либо принимает акт, в соответствии с которым государства - члены определяют метод и порядок распределения объема тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности, а при необходимости распределяют объем тарифной квоты между третьими странами.

Условия и механизм применения тарифных квот определены в части III приложения № 6 к Договору.

 

Вопрос: Какие меры защиты внутреннего рынка могут применяться в Евразийском экономическом союзе?

Ответ:

Для защиты внутреннего рынка Евразийского экономического союза могут применяться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Специальная защитная мера - мера ограничения возросшего импорта товара из третьих стран с помощью введения специальной пошлины (взимается независимо от установленной ввозной таможенной пошлины), предварительной специальной пошлины, импортной квоты или специальной квоты (уплата специальной пошлины при импорте товаров сверх установленного объема). Специальная защитная мера применяется в отношении товара, происходящего из всех стран, если расследованием установлено, что импорт товара осуществляется в таких возросших количествах или на таких условиях, что это причиняет или создает угрозу причинения серьезного ущерба соответствующей отрасли экономики государств - членов ЕАЭС.

Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется посредством введения антидемпинговой пошлины (взимается независимо от ввозной таможенной пошлины), предварительной антидемпинговой пошлины, или принятия экспортером товара добровольных ценовых обязательств. Антидемпинговая мера применяется, если по результатам расследования установлено, что такой импорт причиняет или создает угрозу причинения материального ущерба соответствующей отрасли экономики государств - членов или существенно замедляет ее создание.

Компенсационная мера - мера, нейтрализующая воздействие на отрасль экономики государств - членов специфической субсидии экспортирующей третьей страны, применяемая посредством введения компенсационной пошлины (взимается независимо от ввозной таможенной пошлины), предварительной компенсационной пошлины или принятия добровольных обязательств субсидирующей третьей страны или экспортера товара, являющегося объектом расследования. Компенсационная мера применяется к товару, ввозимому на таможенную территорию Союза, при производстве, экспорте и транспортировке которого использовалась специфическая субсидия, если расследованием установлено, что импорт такого товара причиняет или создает угрозу причинения материального ущерба соответствующей отрасли экономики государств - членов или существенно замедляет ее создание.

Решение о введении таких мер принимает Комиссия после проведения расследования. Органом, проводящим расследования, определен Департамент защиты внутреннего рынка Комиссии.

На национальном уровне и во взаимной торговле государства - члены не могут применять специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

При установлении режима свободной торговли ЕАЭС с третьей страной, соответствующим международным договором могут быть предусмотрены иные меры защиты внутреннего рынка, отличные от специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных, применяемые на двусторонней основе (только между Союзом и партнерами по международному договору). Наличие возможности применения двусторонних защитных мер («bilateral safeguards») участниками соглашений о свободной торговле является распространенной мировой практикой.

Решение о применении двусторонних защитных мер в Союзе будет принимать Комиссия.

В Договоре о ЕАЭС в основном сохранен существующий порядок применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Действующие положения дополнены рядом нововведений: в Договор включены положения о двусторонних защитных мерах, предусмотренных соглашениями о свободной торговле, а также новый вид специальной защитной меры - специальная квота (по аналогии с тарифной квотой); установлены дополнительные возможности пересмотра специальной защитной меры; сокращены некоторые процедурные сроки; включены положения об изменении защитной меры по решению Суда через повторное расследование.

Также включены положения о ретроактивном применении антидемпинговых и компенсационных мер, что можно отнести к наиболее существенным нововведениям в части мер защиты внутреннего рынка. Ретроактивное применение антидемпинговых и компенсационных мер позволяет распространить действие окончательных мер на период, не превышающий 90 дней до даты введения предварительных мер, но не ранее даты начала расследования, и избежать массированного роста импорта и причинения дополнительного ущерба отрасли экономики в период расследования.

 

Вопрос: Какой механизм установления единых требований к продукции будет действовать в ЕАЭС?

Ответ:

Государства - члены Союза договорились, что перечень продукции, для которой устанавливаются обязательные требования, должен быть единым в рамках Евразийского экономического союза.

Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза, порядок его формирования и ведения утверждаются Комиссией.

Сейчас действует Единый перечень, утвержденный Решением Совета Комиссии от 23 ноября 2012 г. № 103, который включает 66 объектов, входящих в сферу обязательного регулирования в государствах - членах Таможенного союза и ЕЭП.

Установление в национальном законодательстве обязательных требований к продукции, которая не включена в Единый перечень, не допускается.

Для объектов технического регулирования, в отношении которых не вступили в силу технические регламенты Союза, действуют нормы законодательства государств - членов Союза или актов Комиссии, которые со дня вступления в силу технических регламентов Союза не применяются для выпуска продукции в обращение, оценки соответствия, госконтроля за соблюдением требований технических регламентов Союза.

В Договоре о ЕАЭС с учетом ранее достигнутых договоренностей сохранен принцип выпуска продукции в обращения после проведения необходимых процедур оценки соответствия, установленных техническими регламентами Союза. Указанная продукция подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке Союза.

В целях устранения технических барьеров в торговле с третьими странами будет принят международный договор.

Отсутствие единых норм технического регулирования, а именно различия требований национальных технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия третьих стран и технических регламентов ЕАЭС, стандартов, применяемых в Союзе, и процедур оценки соответствия Союза в отношении одноименных видов продукции, создает препятствия в торговле с третьими странами.

Будут проработаны все аспекты устранения технических барьеров, в том числе вопросы признания результатов оценки соответствий, которые будут урегулированы в трехстороннем формате с учетом принципа взаимности такого признания и норм ВТО.

Для установления единых правил и подходов обеспечения безопас­ности и обращения продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами Союза будет принят международный договор (по аналогии с Директивой об общей безопасности продукции, принятой в Европейском союзе).

Это позволит перейти на новый уровень технического регулирования и сформировать на единой таможенной территории трех государств систему обеспечения безопасности продукции на всех этапах ее «жизненного цикла», а также устранить излишние административные и технические барьеры для бизнеса.

Важно, что государства - члены Союза должны обеспечить обращение такой продукции на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.

 

Вопрос: Насколько целесообразно участие Казахстана в евразийской экономической интеграции в условиях снижения темпов мирового экономического роста?

Ответ: Евразийская интеграция в условиях мировой экономической нестабильности, снижения цен на основные энергоресурсы, взаимного применения экономических санкций России и Запада открывает новые возможности для более тесной экономической кооперации всех стран евразийского региона, включая Китай, европейские страны и государства Центральной Азии. А с учетом географического положения, Казахстан как элемент евразийского интеграционного процесса может выступать связующим звеном между Востоком и Западом.

Кроме того, с учетом формирования единого экономического пространства важнейшим аспектом для развития промышленности и расширения возможностей для малого и среднего бизнеса является исключение барьеров по доступу казахстанской продукции на рынки стран-партнеров.

Таким образом, участие Казахстана в евразийском экономическом союзе является составной частью общей экономической политики Правительства по диверсификации экономики. Наша республика намерена стать сильным, конкурентоспособным игроком в мировой экономике. Основные положительные изменения ожидают Казахстан в перспективе при реализации договоренностей по формированию общих рынков в различных отраслях.

При этом, наиболее значительные выгоды, как для стран-участников, так и в целом для экономического развития всего континента, Евразийский экономический союз принесет в перспективе. Поэтапное его развитие создает необходимую платформу для стабильности и привлекательности евразийского интеграционного процесса.

 

Вопрос: Каков экономический потенциал евразийской интеграции?

Ответ:

Совокупный объем экономик стран-членов составляет более   2,2 трлн. долларов США. Общий объем выпуска промышленной продукции трех стран достигает показателя в 1,5 трлн. долларов США. По оценкам Евразийской экономической комиссии, перспективный интеграционный эффект в виде прироста совокупного ВВП к 2030 году может составить до 900 млрд. долларов США. Для Казахстана прирост ВВП к 2030 году может составить  до 30 млрд. долларов США.

Приток прямых иностранных инвестиций из третьих стран в экономику Союза по оценкам Евразийской экономической комиссии может составить 85 млрд. долл. США к 2030 году, из которых Республика Казахстан может получить дополнительный выигрыш от участия в ЕАЭС в размере - 40 млрд. долл. США,  Республика Беларусь – 9,6 млрд. долл. США, Российская Федерация – 35,4 млрд. долл. США

 

Вопрос: Какие факторы создают необходимость участия Казахстана в региональной экономической интеграции?

Ответ:

Существуют три основных фактора.

Первый фактор – это континентальная замкнутость. Географическое расположение республики вдали от морских портов снижает возможности по доступу на рынки третьих стран, ограничивает возможности для экономического роста.

Второй фактор – недостаточные для привлечения инвестиций и развития перерабатывающих производств возможности внутреннего рынка с объемом потребления в 17 млн. чел.

И третий фактор – тенденции замедления мирового экономического роста, нестабильность мировых рынков потребления основных экспортных товаров Казахстана (нефть, металлы).

 

© 2020

Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан

Департамент международной экономической интеграции